Теория музыки

       Аннотации к программам учебных предметов ДПОП в области музыкального искусства

 «Сольфеджио» 

 

                   Целью предмета является:

- Развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета являются:

  • формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
  • формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
  • формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

  • музыкальную грамоту;
  • строение музыкальной речи;
  • основные элементы музыкального языка;
  • принципы строения музыкальной ткани;
  • типы изложения музыкального материала;
  • правила построения интервалов и аккордов, группировку длительностей;
  • правила транспозиции музыкального материала;
  • профессиональную музыкальную терминологию.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  • использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на народном инструменте, а также фортепиано;
  • воспринимать элементы музыкального языка;
  • выполнять анализ музыкального произведения;
  • записывать музыкальный текст по слуху;
  • вокально исполнять музыкальный текст;
  • применять первичные навыки по сочинению музыкального текста;
  • осуществлять транспозицию заданного музыкального материала;
  • сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры;
  • записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа;
  • слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения.
  • осуществлять анализ элементов музыкального языка;
  • осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения;
  • воспринимать современную музыку.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет - 247,5 часов, время изучения предмета 1-5 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения - 297 часов, время изучения предмета 1 - 6 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет - 378,5 часов, время изучения предмета 1 - 8 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения - 428 часов, время изучения предмета 1 - 9 классы.

Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет - 378,5 часов, время изучения предмета 1 - 8 классы.

Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения - 428 часов, время изучения предмета 1 - 9 классы.

"Слушание музыки"

Целью предмета является:

- Воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачами предмета являются:

  • создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;
  • формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;
  • накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;
  • расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;
  • развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;
  • способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;
  • воспитывать желание слушать и исполнять музыку;
  • поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.
  • развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

  • первоначальные сведения о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • профессиональную музыкальную терминологию.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  • определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
  • воспринимать музыкальное произведение, выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств;
  • проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
  • проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения;
  • проводи ть ассоциативные Связи с фактами Своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Слушание музыки» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения 98 часов, время изучения предмета 1 - 3 классы.

Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Слушание музыки» при реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения 98 часов, время изучения предмета 1 - 3 классы.

"Музыкальная литература"

(Зарубежная, отечественная)

Целью предмета является:

          Развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета являются:

  • формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры.
  • создание основы для формирования комплекса особых художественно-эстетических потребностей в диалоге с музыкой как видом искусства.
  • развитие общих музыкально-эстетических и специальных способностей:
  • эмоциональной отзывчивости к музыке;
  • музыкального слуха в целом как слуха интонационного.
  • формирование у обучающегося значительного запаса музыкальных впечатлений на основе интонаций, накопленных мировой музыкальной культурой.
  • формирование представлений об элементах и ​​структуре музыкального языка, логических закономерностях музыкальной речи, об истории музыки как процессе накопления культурных ценностей.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

  • роль и значение музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • творческие биографии зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
  • музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
  • основные исторические периоды развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
  • особенности национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
  • профессиональную музыкальную терминологию.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  • исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
  • выполнять теоретический анализ музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
  • излагать в устной и письменной форме свои мысли о творчестве композиторов; 
  • определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
  • воспринимать музыкальное произведение, выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5лет - 181,5 час, время изучения предмета 1 - 5 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения - 231 час, время изучения предмета 1 - 6 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет - 181,5 час, время изучения предмета 4 - 8 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Народные инструменты» с Доп олнительным годом обучения - 231 час, время изучения предмета 4 - 9 классы.

Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет - 181,5 час, время изучения предмета 4-8 классы.

Обязательная Учебная нагрузка обучающегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения - 231 час, время изучения предмета 4-9 классы.

"Элементарная теория музыки"

Целями предмета являются:

  • изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения.
  • формирование первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур)

Задачами предмета являются:

  • обобщение знаний по музыкальной грамоте;
  • понимание значения основных элементов музыкального языка;
  • умение осуществлять практические задания по основным темам учебного предмета;
  • систематизация полученных сведений для элементарного анализа нотного текста с объяснением роли выразительных средств;
  • формирование и развитие музыкального мышления.

Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на:

  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретение навыков творческой деятельности,
  • умение планировать свою домашнюю работу,
  • осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
  • умение давать объективную оценку своему труду,
  • формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
  • уважительное отношение к иному мнению и художественно - эстетическим взглядам,
  • понимание причин успеха / неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов достижения результата.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

  • основные элементы музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
  • строение музыкальной ткани, типы изложения музыкального материала;
  • музыкальную грамоту, характерные особенности средств
  • музыкальной выразительности и их взаимовлияние, первичные знания в области музыкального синтаксиса

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  • осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
  • осуществлять анализ музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
  • использовать полученные теоретические знания при
  • исполнительстве на музыкальных инструментах, строить и разрешать интервалы и аккорды, определять лад и тональность, отклонения и модуляции, выполнять задания на группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала.

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональных программ в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения. 

Обязательная Учебная нагрузка обучающегося по предмету «Элементарная теория музыки» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения - 33 часа, время изучения предмета - 6 и 9 классы.

Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Элементарная теория музыки» при реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения - 33 часа, время изучения предмета - 9 класс.

"Хоровой класс"

Целью предмета является:

      - Формирование практических навыков коллективного музицирования посредством хорового пения.

Задачами предмета являются:

  • приобретение практических навыков исполнения партий в составе хорового коллектива;
  • расширение музыкального кругозора, ознакомление учащихся с лучшими образцами русской и зарубежной хоровой музыки;
  • приобретение навыков коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающих взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  • передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  • исполнять авторские, народные хоровые и вокальные ансамблевые произведения отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровые произведения для детей;
  • согласовывать свои исполнительские намерения;

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

  • основы хорового искусства;
  • вокально-хоровые особенности хоровых партитур;
  • художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;
  • профессиональную терминологию:
  • значение основных приемов и жестов хормейстера.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Хоровой класс» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет - 33 часа, время изучения 1 класс.

ОБ язательная Учебная нагрузка учащегося по предмету «Хоровой класс» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет - 98 часов, время изучения предмета 1 - 3 классы.

Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Хоровой класс» при реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения - 345,5 часов, время изучения предмета 1 - 8 классы.

« Сольное (эстрадное) пение » 

Целями предмета являются:

  • приобщение детей к основам музыкальной культуры, к наследию русской и мировой классики;
  • формирование вокально-исполнительских умений и навыков;    
  • развитие музыкально-эстетического вкуса;
  • обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью поступления их в средние и высшие учебные заведения;

Задачами предмета являются:

 Формирование и развитие у обучающихся:

  • художественного восприятия музыки;
  • певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция);
  • тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
  • исполнительских навыков;
  • навыков работы с текстом, бережного отношения к слову;
  • навыков сольного исполнения без сопровождения, с сопровождением фортепиано, других инструментов; в отдельных случаях - навыков работы с инструментальной фонограммой, микрофоном.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

  • начальные основы вокального искусства,
  • профессиональную, музыкальную терминологию;
  • начальные виды вокальной техники и использовать художественно оправданные вокальные приемы, позволяющие создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  • самостоятельно разбирать и разучивать несложные музыкальные произведения;
  • технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности;
  • использовать теоретические знания при исполнении произведений;
  • передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  • читать с листа легкого музыкального текста;
  • иметь первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
  • использовать навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольное (эстрадное) пение» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет обучения - 99 часов, время изучения предмета - 2 - 4 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольное (эстрадное) пение» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения-99 часов, время изучения предмета - 2 - 4 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольное (эстрадное) пение» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет обучения - 132 часа, время изучения предмета - 3 - 6 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольное (эстрадное) пение» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения - 132 часа, время изучения предмета - 3 - 6 классы.

Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольное (эстрадное) пение» при реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения - 115,5 часа, время изучения предмета - 3 - 7 классы.

 

Основные разделы

Услуги и сервисы

Услуги и сервисы

sinij

Услуги и сервисы

rmc_smolensk

© Детская музыкальная школа имени М. И. Глинки, 2024

тел./факс.: 8 (48146) 4-27-49 
E–mail: DMSH_Elnya@mail.ru


Почтовый адрес: 216330, Смоленская область
г. Ельня, ул. Пролетарская, д.46а