Музыкальный фольклор

Аннотации к  программам учебных предметов по ДПОП
в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»
«Фольклорный ансамбль»
 
Целью предмета является:
  • развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных обучающихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачами предмета являются:
  • развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки;
  • получение обучающимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуре;
  • создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
  • развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
  • обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации;
  • освоение обучающимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения;
  • развитие художественных способностей, обучающихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
  • начальные основы песенного фольклорного искусства, особенности оформления нотации народной песни, художественно-исполнительские возможности вокального коллектива;
  • профессиональную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
  • самостоятельно разучивать вокальные партии;
  • сценически воплощать народную песню, народные обряды и другие этнокультурные формы бытования фольклорных традиций;
  • владеть различными манерами пения;
  • импровизировать (соло и в ансамбле);
  • владеть навыками коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;
  • аккомпанировать голосу в работе и концертном исполнении вокальных произведений различных жанров.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Музыкальный ансамбль» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 1184 часа, время изучения предмета 1-8 классы.
 
 «Музыкальный инструмент»
 
Целями предмета являются:
  • актуализирование задач воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества;
  • формирование у детей интереса к музыке и сознательных мотивов обучения;
  • развитие определенного комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения музыки.
Задачами предмета являются:
  • научить учащегося правильно понимать художественный замысел произведений, помочь им овладеть музыкально – исполнительскими приемами на художественном и учебно – вспомогательном материале;
  • сформировать навыки чтения с листа;
  • особое внимание уделять основным принципам музицирования: аппликатурные принципы, штриховая культура, интонационная логика, ритмические формулы;
  • воспитание навыков ансамблевой и оркестровой игры, работа с концертмейстером.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
  • репертуар для народного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
  • художественно исполнительские возможности инструмента;
  • профессиональную терминологию;
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
  • исполнять музыкальные произведения соло;
  • самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на народном инструменте;
  • читать с листа несложные произведения;
  • играть в различных ансамблях.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Музыкальный инструмент» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 329 часов, время изучения предмета 1-8 классы.
 
 «Сольфеджио»
 
Целью предмета является:
  • развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами предмета являются:
  • формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства  метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
  • формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
  • формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
  • музыкальную грамоту;
  • строение музыкальной речи;
  • основные элементы музыкального языка;
  • принципы строения музыкальной ткани;
  • типы изложения музыкального материала;
  • правила построения интервалов и аккордов, группировку длительностей;
  • правила транспозиции музыкального материала;
  • профессиональную музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
  • использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на народном инструменте, а также фортепиано;
  • воспринимать элементы музыкального языка;
  • выполнять анализ музыкального произведения;
  • записывать музыкальный текст по слуху;
  • вокально исполнять музыкальный текст;
  • применять первичные навыки по сочинению музыкального текста;
  • осуществлять транспозицию заданного музыкального материала;
  • сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры;
  • записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа;
  • слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения.
  • осуществлять анализ элементов музыкального языка;
  • осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его  построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения;
  • воспринимать современную музыку.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 263 часа, время изучения предмета 1-8 классы.
 
 «Народное музыкальное творчество»
 
Целью предмета является:
  • развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения  народного музыкального творчества.
Задачами предмета являются:
  • освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений о народных традициях и устоях;
  • обучение навыкам восприятия фольклорного материала;
  • обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
  • жанры отечественного народного музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
  • особенности исполнения народных песен.
  • специфику средств выразительности музыкального фольклора.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
  • анализировать музыкальный фольклор, владеть навыками его записи.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Народное музыкальное творчество» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 131 час, время изучения предмета 1- 4 классы.
 
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»
 
Целью предмета являются:
Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих  самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
 
Задачами предмета являются:
  • формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры.
  • создание основы для формирования комплекса особых художественно-эстетических потребностей в диалоге с музыкой как видом искусства.
  • развитие общих музыкально-эстетических и специальных способностей:
  • эмоциональной отзывчивости к музыке;
  • музыкального слуха в целом как слуха интонационного.
  • формирование у учащегося значительного запаса музыкальных   впечатлений на основе интонаций, накопленных мировой музыкальной культурой.
  • формирование представлений об элементах и структуре музыкального языка, логических закономерностях музыкальной речи, об истории музыки как процессе накопления культурных ценностей.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
  • роль и значение музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • творческие биографии зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
  • музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
  • особенности национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
  • профессиональную музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
  • исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
  • выполнять теоретический анализ  музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
  • излагать в устной и письменной форме свои мысли о творчестве композиторов; 
  • определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
  • воспринимать музыкальное произведение, выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 132 часа, время изучения предмета 5 - 8 классы.
 
«Фольклорная хореография»
 
Целью предмета является: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей, обучающихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций в соответствии с ФГТ.
 
Задачами предмета являются:
  • обучение основам народного танца,
  • развитие  танцевальной координации;
  • обучение  выразительному  исполнению  и  эмоциональной раскрепощенности  в  танцевальной  практике;
  • развитие физической выносливости;
  • развитие умения танцевать в группе;
  • развитие сценического артистизма;
  • развитие дисциплинированности;
  • формирование волевых качеств.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
  • характерные особенности народного танца, различные жанры   фольклорной хореографии, общерусские и местные исполнительские   традиции
  • музыкальную танцевальную терминологию, репертуар.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
  • грамотно исполнять народные танцы,
  • создать художественный образ, использовать если необходимо ту или иную традицию,
  • самостоятельно разучивать материал,
  • владеть навыками публичных выступлений.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Фольклорная хореография» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 197 часов, время изучения предмета 1 - 6 классы
 
«Сольное фольклорное пение»
 
Целью предмета является:
  • развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных обучающихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачами предмета являются:
  • развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки;
  • получение обучающимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуре;
  • создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
  • развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
  • обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
  • начальные основы песенного фольклорного искусства, особенности оформления нотации народной песни, художественно-исполнительские возможности вокального коллектива;
  • профессиональную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
  • самостоятельно разучивать вокальные партии;
  • сценически воплощать народную песню;
  • владеть различными манерами пения;
  • импровизировать соло.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольное фольклорное пени» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 165 часов, время изучения предмета 4 - 8 классы

 

Основные разделы

Услуги и сервисы

Услуги и сервисы

sinij

Услуги и сервисы

rmc_smolensk

© Детская музыкальная школа имени М. И. Глинки, 2024

тел./факс.: 8 (48146) 4-27-49 
E–mail: DMSH_Elnya@mail.ru


Почтовый адрес: 216330, Смоленская область
г. Ельня, ул. Пролетарская, д.46а