- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Образование
- Теория музыки
Теория музыки
Аннотации к программам учебных предметов ДПОП в области музыкального искусства
«Сольфеджио»
Целью предмета является:
- Развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами предмета являются:
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
- формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
- формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- музыкальную грамоту;
- строение музыкальной речи;
- основные элементы музыкального языка;
- принципы строения музыкальной ткани;
- типы изложения музыкального материала;
- правила построения интервалов и аккордов, группировку длительностей;
- правила транспозиции музыкального материала;
- профессиональную музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на народном инструменте, а также фортепиано;
- воспринимать элементы музыкального языка;
- выполнять анализ музыкального произведения;
- записывать музыкальный текст по слуху;
- вокально исполнять музыкальный текст;
- применять первичные навыки по сочинению музыкального текста;
- осуществлять транспозицию заданного музыкального материала;
- сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры;
- записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа;
- слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
- импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения.
- осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения;
- воспринимать современную музыку.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет - 247,5 часов, время изучения предмета 1-5 классы.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения - 297 часов, время изучения предмета 1 - 6 классы.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет - 378,5 часов, время изучения предмета 1 - 8 классы.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения - 428 часов, время изучения предмета 1 - 9 классы.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет - 378,5 часов, время изучения предмета 1 - 8 классы.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения - 428 часов, время изучения предмета 1 - 9 классы.
Целью предмета является:
- Воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.
Задачами предмета являются:
- создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;
- формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;
- накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;
- расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;
- развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;
- способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;
- воспитывать желание слушать и исполнять музыку;
- поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.
- развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- первоначальные сведения о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- профессиональную музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
- воспринимать музыкальное произведение, выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств;
- проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
- проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения;
- проводи ть ассоциативные Связи с фактами Своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Слушание музыки» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения 98 часов, время изучения предмета 1 - 3 классы.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Слушание музыки» при реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения 98 часов, время изучения предмета 1 - 3 классы.
(Зарубежная, отечественная)
Целью предмета является:
Развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами предмета являются:
- формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры.
- создание основы для формирования комплекса особых художественно-эстетических потребностей в диалоге с музыкой как видом искусства.
- развитие общих музыкально-эстетических и специальных способностей:
- эмоциональной отзывчивости к музыке;
- музыкального слуха в целом как слуха интонационного.
- формирование у обучающегося значительного запаса музыкальных впечатлений на основе интонаций, накопленных мировой музыкальной культурой.
- формирование представлений об элементах и структуре музыкального языка, логических закономерностях музыкальной речи, об истории музыки как процессе накопления культурных ценностей.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- роль и значение музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- творческие биографии зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
- музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
- основные исторические периоды развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
- особенности национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
- профессиональную музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
- выполнять теоретический анализ музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
- излагать в устной и письменной форме свои мысли о творчестве композиторов;
- определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
- воспринимать музыкальное произведение, выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5лет - 181,5 час, время изучения предмета 1 - 5 классы.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения - 231 час, время изучения предмета 1 - 6 классы.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет - 181,5 час, время изучения предмета 4 - 8 классы.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Народные инструменты» с Доп олнительным годом обучения - 231 час, время изучения предмета 4 - 9 классы.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет - 181,5 час, время изучения предмета 4-8 классы.
Обязательная Учебная нагрузка обучающегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» при реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения - 231 час, время изучения предмета 4-9 классы.
Целями предмета являются:
- изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения.
- формирование первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур)
Задачами предмета являются:
- обобщение знаний по музыкальной грамоте;
- понимание значения основных элементов музыкального языка;
- умение осуществлять практические задания по основным темам учебного предмета;
- систематизация полученных сведений для элементарного анализа нотного текста с объяснением роли выразительных средств;
- формирование и развитие музыкального мышления.
Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на:
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретение навыков творческой деятельности,
- умение планировать свою домашнюю работу,
- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
- умение давать объективную оценку своему труду,
- формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
- уважительное отношение к иному мнению и художественно - эстетическим взглядам,
- понимание причин успеха / неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов достижения результата.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- основные элементы музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
- строение музыкальной ткани, типы изложения музыкального материала;
- музыкальную грамоту, характерные особенности средств
- музыкальной выразительности и их взаимовлияние, первичные знания в области музыкального синтаксиса
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- осуществлять анализ музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
- использовать полученные теоретические знания при
- исполнительстве на музыкальных инструментах, строить и разрешать интервалы и аккорды, определять лад и тональность, отклонения и модуляции, выполнять задания на группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала.
Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональных программ в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Обязательная Учебная нагрузка обучающегося по предмету «Элементарная теория музыки» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения - 33 часа, время изучения предмета - 6 и 9 классы.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Элементарная теория музыки» при реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения - 33 часа, время изучения предмета - 9 класс.
Целью предмета является:
- Формирование практических навыков коллективного музицирования посредством хорового пения.
Задачами предмета являются:
- приобретение практических навыков исполнения партий в составе хорового коллектива;
- расширение музыкального кругозора, ознакомление учащихся с лучшими образцами русской и зарубежной хоровой музыки;
- приобретение навыков коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающих взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- исполнять авторские, народные хоровые и вокальные ансамблевые произведения отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровые произведения для детей;
- согласовывать свои исполнительские намерения;
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- основы хорового искусства;
- вокально-хоровые особенности хоровых партитур;
- художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;
- профессиональную терминологию:
- значение основных приемов и жестов хормейстера.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Хоровой класс» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет - 33 часа, время изучения 1 класс.
ОБ язательная Учебная нагрузка учащегося по предмету «Хоровой класс» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет - 98 часов, время изучения предмета 1 - 3 классы.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Хоровой класс» при реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения - 345,5 часов, время изучения предмета 1 - 8 классы.
« Сольное (эстрадное) пение »
Целями предмета являются:
- приобщение детей к основам музыкальной культуры, к наследию русской и мировой классики;
- формирование вокально-исполнительских умений и навыков;
- развитие музыкально-эстетического вкуса;
- обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью поступления их в средние и высшие учебные заведения;
Задачами предмета являются:
Формирование и развитие у обучающихся:
- художественного восприятия музыки;
- певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция);
- тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
- исполнительских навыков;
- навыков работы с текстом, бережного отношения к слову;
- навыков сольного исполнения без сопровождения, с сопровождением фортепиано, других инструментов; в отдельных случаях - навыков работы с инструментальной фонограммой, микрофоном.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- начальные основы вокального искусства,
- профессиональную, музыкальную терминологию;
- начальные виды вокальной техники и использовать художественно оправданные вокальные приемы, позволяющие создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- самостоятельно разбирать и разучивать несложные музыкальные произведения;
- технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности;
- использовать теоретические знания при исполнении произведений;
- передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- читать с листа легкого музыкального текста;
- иметь первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
- использовать навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольное (эстрадное) пение» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет обучения - 99 часов, время изучения предмета - 2 - 4 классы.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольное (эстрадное) пение» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения-99 часов, время изучения предмета - 2 - 4 классы.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольное (эстрадное) пение» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет обучения - 132 часа, время изучения предмета - 3 - 6 классы.
Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Сольное (эстрадное) пение» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения - 132 часа, время изучения предмета - 3 - 6 классы.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольное (эстрадное) пение» при реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения - 115,5 часа, время изучения предмета - 3 - 7 классы.