Народные инструменты

Аннотации к программам учебных предметов ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты"

"Специальность"

Целями предмета являются:

  • актуализирование задач воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества;
  • формирование у детей интереса к музыке и сознательных мотивов обучения;
  • развитие определенного комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения музыки;
  • диагностика и развитие творческой индивидуальности, воображения, вкуса, личной ответственности, артистизма;
  • выявление более одаренных детей и подготовка их в средние профессиональные музыкальные учебные заведения.

Задачами предмета являются:

  • научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно выразительно исполнять на домре произведения репертуара ДМШ;
  • сформировать навыки чтения с листа, игры в различных ансамблях;
  • особое внимание уделять основным принципам музицирование: аппликатурные принципы, штриховая культура, интонационная логика, ритмические формулы;
  • применение дифференцированного подхода к обучению.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

  • репертуар для народного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
  • художественно исполнительские возможности инструмента;
  • профессиональную терминологию;

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  • читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
  • использовать музыкально-исполнительские средства выразительности, выполнять   анализ исполняемых произведений, владеть различными видами техники исполнительства, использовать художественно оправданных технических приемов;
  • исполнять музыкальные произведения соло;
  • самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на народном инструменте;
  • читать с листа несложные произведения;
  • подбирать по слуху несложные произведения;
  • импровизировать несложные музыкальные произведения;
  • подбирать простейший аккомпанемент к несложным произведениям.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Специальность» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет – 363 часа, время изучения 1 – 5 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Специальность» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения -445,5 часа, время изучения предмета 1 - 6 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Специальность» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет - 559 часа, время изучения предмета 1-8 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Специальность» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения –641,5 часа, время изучения предмета 1 - 9 классы.

 

"Ансамбль"

Целью предмета является:

- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачами предмета являются:

  • научить учащихся слушать и понимать музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, вариации;
  • применение на практике знаний и навыков, полученных на других предметах ДМШ.
  • воспитание эстетического вкуса, любви и уважения к своей национальной культуре.
  • воспитание потребности музицирования, как способа самовыражения и коллективного музицирования, как способа объединения людей эстетической деятельности.
  • развитие артистизма, творческого внимания, чувства ответственности.
  • приобретение навыков ансамблевого исполнения, умение аккомпанировать солистам, формирование творческих способностей.

      В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

  • технические особенности, характерные для ансамблевого исполнительства;
  • музыкальную терминологию;
  • ансамблевый репертуар;
  • различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений;
  • репертуар для народного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

В результате освоения предмета обучающийся должен  уметь:

  • решать музыкально-исполнительские задачи ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
  • формировать комплекс навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющего демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
  • исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и руководителя ансамбля;
  • аккомпанировать солистам;
  • рассказать об исполняемом произведении;
  • применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;
  • самостоятельно разбирать новые произведения. 

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Ансамбль» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет – 132 часа, время изучения 2 – 5 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Ансамбль» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения - 165  часов, время изучения предмета 2 - 6 класс.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Ансамбль» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет - 198 часов, время изучения предмета 4 -8 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Ансамбль» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения –231 час, время изучения предмета 4 - 9 класс.

 

"Фортепиано"

Целью предмета является:

- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачами предмета являются:

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - nonlegato, legato, staccato;
  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти,
  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

Требования к результатам освоения предмета.

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;
  • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
  • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
  • навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
  • навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Фортепиано» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет – 82,5 часа, время изучения 2 – 5 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Фортепиано» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения – 82,5 часа, время изучения 2 – 5 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Фортепиано» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет - 99 часов, время изучения предмета 4 -8 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Фортепиано» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения – 99 часов, время изучения 4 – 8 классы.

 

"Оркестровый класс"

Целью предмета является:

- целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею  музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Задачами предмета являются:

Образовательные:

  • освоение целостной системы музыкально-игровых навыков как базы развития мастерства участников оркестра.
  • системная работа по совершенствованию навыка чтения с листа.

Развивающие:

  • развитие критического мышления, способного на законченную художественную интерпретацию музыкального произведения.
  • развитие гармонического слуха.
  • развитие всесторонних качеств личности.

 Воспитательные:

  • формирование  эстетического вкуса.
  • ознакомление с другими видами искусств.
  • воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

  • художественно – эстетические и технические особенности, характерные для ансамблевого исполнительства;
  • музыкальную терминологию;
  • основной несложный репертуар для ансамбля народных инструментов;

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  • читать с листа несложные партии музыкальных произведений;
  • грамотно исполнять соло на инструменте в ансамбле;
  • в процессе исполнения музыкального произведения осуществлять слуховой контроль всех партий и грамотно исполнять свою партию в ансамбле;
  • использовать средства выразительности, согласованность с исполнительскими намерениями других членами ансамбля;
  • играть различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений известных ансамблей.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Оркестровый класс» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет и с дополнительным годом обучения - 264 часов, время изучения предмета 2-5 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Оркестровый класс» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения –330 часов, время изучения предмета 1 - 6 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Оркестровый класс» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения - 297 часов, время изучения предмета 4 - 8 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Оркестровый класс» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения –363 часа, время изучения предмета 4 - 9 классы.

 

"Концертмейстерский класс"

Целью предмета является:

– целостное художественно – эстетическое развитие личности и приобретение музыкально – исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

  • инструментальные и художественные особенности и возможности инструмента;
  • в соответствии с программными требованиями музыкальные произведения, написанные зарубежными и отечественными композиторами;
  • основные виды техники, использовать художественно оправданные технические приемы, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
  • основной концертмейстерский репертуар (вокальный и инструментальный), основные принципы аккомпанирования солисту;
  • характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  • аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
  • грамотно исполнять музыкальные произведения;
  • самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • подбирать по слуху;
  • первичный практическийопыт репетиционно – концертной деятельности концертмейстера.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Концертмейстерский класс» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет и с дополнительным годом обучения - 33 часа, время изучения предмета 5 класс.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Концертмейстерский класс» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения –66 часов, время изучения предмета 5 - 6 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Концертмейстерский класс» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения - 99 часов, время изучения предмета 6 -8 классы.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Концертмейстерский класс» при реализации программы «Народные инструменты» с дополнительным годом обучения –132 часа, время изучения предмета 6 - 9 классы.

 

"Коллективное музицирование"

Целью предмета является:

- воспитание разностороннего музыканта, широко образованного,  сочетающего отличное владение инструментом с высокой  музыкальной культурой и  вполне подготовленного к самостоятельной творческой деятельности.

Задачами предмета являются:

Образовательные:

  • освоение целостной системы музыкально-игровых навыков как базы развития мастерства участников оркестра.
  • системная работа по совершенствованию навыка чтения с листа.

Развивающие:

  • развитие критического мышления, способного на законченную художественную интерпретацию музыкального произведения.
  • развитие гармонического слуха.
  • развитие всесторонних качеств личности.

 Воспитательные:

  • формирование  эстетического вкуса.
  • ознакомление с другими видами искусств.
  • воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

  • технические особенности, характерные для ансамблевого исполнительства;
  • музыкальную терминологию;
  • ансамблевый репертуар;
  • различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений;
  • репертуар для народного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

В результате освоения предмета обучающийся должен  уметь:

  • решать музыкально-исполнительские задачи ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
  • формировать комплекс навыков в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющего демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
  • слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
  • исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и руководителя ансамбля;
  • аккомпанировать солистам;
  • рассказать об исполняемом произведении;
  • применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;
  • самостоятельно разбирать новые произведения. 

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Коллективное музицирование» при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 5 лет и с дополнительным годом обучения–33 часа, время изучения предмета 1 класс.

Обязательная учебная нагрузка учащегося по предмету «Коллективное музицирование»при реализации программы «Народные инструменты» со сроком обучения 8 лет и с дополнительным годом обучения - 98 часов, время изучения предмета 1 - 3 классы.

 

 

Основные разделы

Услуги и сервисы

Услуги и сервисы

sinij

Услуги и сервисы

rmc_smolensk

© Детская музыкальная школа имени М. И. Глинки, 2024

тел./факс.: 8 (48146) 4-27-49 
E–mail: DMSH_Elnya@mail.ru


Почтовый адрес: 216330, Смоленская область
г. Ельня, ул. Пролетарская, д.46а