- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Образование
- Музыкальный фольклор
Музыкальный фольклор
Аннотации к программам учебных предметов по ДПОП
в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»
«Фольклорный ансамбль»
Целью предмета является:
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных обучающихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачами предмета являются:
- развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки;
- получение обучающимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуре;
- создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
- развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
- обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации;
- освоение обучающимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения;
- развитие художественных способностей, обучающихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- начальные основы песенного фольклорного искусства, особенности оформления нотации народной песни, художественно-исполнительские возможности вокального коллектива;
- профессиональную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- самостоятельно разучивать вокальные партии;
- сценически воплощать народную песню, народные обряды и другие этнокультурные формы бытования фольклорных традиций;
- владеть различными манерами пения;
- импровизировать (соло и в ансамбле);
- владеть навыками коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;
- аккомпанировать голосу в работе и концертном исполнении вокальных произведений различных жанров.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Музыкальный ансамбль» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 1184 часа, время изучения предмета 1-8 классы.
«Музыкальный инструмент»
Целями предмета являются:
- актуализирование задач воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества;
- формирование у детей интереса к музыке и сознательных мотивов обучения;
- развитие определенного комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения музыки.
Задачами предмета являются:
- научить учащегося правильно понимать художественный замысел произведений, помочь им овладеть музыкально – исполнительскими приемами на художественном и учебно – вспомогательном материале;
- сформировать навыки чтения с листа;
- особое внимание уделять основным принципам музицирования: аппликатурные принципы, штриховая культура, интонационная логика, ритмические формулы;
- воспитание навыков ансамблевой и оркестровой игры, работа с концертмейстером.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- репертуар для народного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
- художественно исполнительские возможности инструмента;
- профессиональную терминологию;
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- исполнять музыкальные произведения соло;
- самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на народном инструменте;
- читать с листа несложные произведения;
- играть в различных ансамблях.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Музыкальный инструмент» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 329 часов, время изучения предмета 1-8 классы.
«Сольфеджио»
Целью предмета является:
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами предмета являются:
- формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
- формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
- формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- музыкальную грамоту;
- строение музыкальной речи;
- основные элементы музыкального языка;
- принципы строения музыкальной ткани;
- типы изложения музыкального материала;
- правила построения интервалов и аккордов, группировку длительностей;
- правила транспозиции музыкального материала;
- профессиональную музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на народном инструменте, а также фортепиано;
- воспринимать элементы музыкального языка;
- выполнять анализ музыкального произведения;
- записывать музыкальный текст по слуху;
- вокально исполнять музыкальный текст;
- применять первичные навыки по сочинению музыкального текста;
- осуществлять транспозицию заданного музыкального материала;
- сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры;
- записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа;
- слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
- импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения.
- осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения;
- воспринимать современную музыку.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольфеджио» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 263 часа, время изучения предмета 1-8 классы.
«Народное музыкальное творчество»
Целью предмета является:
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества.
Задачами предмета являются:
- освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений о народных традициях и устоях;
- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;
- обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- жанры отечественного народного музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
- особенности исполнения народных песен.
- специфику средств выразительности музыкального фольклора.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- анализировать музыкальный фольклор, владеть навыками его записи.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Народное музыкальное творчество» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 131 час, время изучения предмета 1- 4 классы.
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»
Целью предмета являются:
Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами предмета являются:
- формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры.
- создание основы для формирования комплекса особых художественно-эстетических потребностей в диалоге с музыкой как видом искусства.
- развитие общих музыкально-эстетических и специальных способностей:
- эмоциональной отзывчивости к музыке;
- музыкального слуха в целом как слуха интонационного.
- формирование у учащегося значительного запаса музыкальных впечатлений на основе интонаций, накопленных мировой музыкальной культурой.
- формирование представлений об элементах и структуре музыкального языка, логических закономерностях музыкальной речи, об истории музыки как процессе накопления культурных ценностей.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- роль и значение музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- творческие биографии зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
- музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
- особенности национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
- профессиональную музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
- выполнять теоретический анализ музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
- излагать в устной и письменной форме свои мысли о творчестве композиторов;
- определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
- воспринимать музыкальное произведение, выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 132 часа, время изучения предмета 5 - 8 классы.
«Фольклорная хореография»
Целью предмета является: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей, обучающихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций в соответствии с ФГТ.
Задачами предмета являются:
- обучение основам народного танца,
- развитие танцевальной координации;
- обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
- развитие физической выносливости;
- развитие умения танцевать в группе;
- развитие сценического артистизма;
- развитие дисциплинированности;
- формирование волевых качеств.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- характерные особенности народного танца, различные жанры фольклорной хореографии, общерусские и местные исполнительские традиции
- музыкальную танцевальную терминологию, репертуар.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- грамотно исполнять народные танцы,
- создать художественный образ, использовать если необходимо ту или иную традицию,
- самостоятельно разучивать материал,
- владеть навыками публичных выступлений.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Фольклорная хореография» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 197 часов, время изучения предмета 1 - 6 классы
«Сольное фольклорное пение»
Целью предмета является:
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных обучающихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачами предмета являются:
- развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки;
- получение обучающимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуре;
- создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
- развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
- обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- начальные основы песенного фольклорного искусства, особенности оформления нотации народной песни, художественно-исполнительские возможности вокального коллектива;
- профессиональную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- самостоятельно разучивать вокальные партии;
- сценически воплощать народную песню;
- владеть различными манерами пения;
- импровизировать соло.
Обязательная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Сольное фольклорное пени» при реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет - 165 часов, время изучения предмета 4 - 8 классы